Место, где история оживает

19 сентября 2020

Куда отправляются отслужившие свой век вещи? В эти осенние дни у музея школы № 5 знаменательная дата. В 2017 году музейный уголок, созданный педагогами-энтузиастами в цокольном помещении, отметил новоселье.  Благодаря гранту, выигранному в конкурсе социальных и культурных проектов одной из крупнейших нефтяных компаний, на втором этаже школьного здания удалось оборудовать специальное помещение под музей.  – Он был создан в нашей школе в 2001-м, через год после того, как сдали в эксплуатацию новое кирпичное здание, – отметила педагог-организатор и руководитель школьного музея Нелли Насонова. – В следующем году будем отмечать 20 лет со дня образования.  Когда-то музейная экспозиция начиналась с нескольких экспонатов, среди которых были газетные вырезки и школьные выпускные альбомы. В настоящее время в основных фондах музея хранится 321 экземпляр, во вспомогательных – 150 артефактов.  Школьный музей состоит из двух маленьких залов-кабинетов. Одна комната выделена под экспозицию «Русская изба», во втором помещении хранятся предметы на тему «История школы». Особый интерес для выпускников и педагогов представляют материалы о директорах школы. Самый популярный экспонат у современных учеников – деревянная парта, чудом сохранившаяся после переезда из старого здания школы, построенного в далёком 1958 году. Во время экскурсии ребята всегда садятся за неё и пытаются писать в старых прописях диковинными перьевыми ручками. Для поколения интернета и гаджетов это всё равно, что оседлать динозавра и освоить клинопись.  – Регулярно поступают новые экспонаты, – отметила Нелли Леонидовна. – Их приносят в дар музею педагоги, бывшие ученики и родители ребят. Я родом из деревни Вижас и значительная часть экспонатов привезена из отчего дома. Что-то нашла на чердаке, что-то подарили знакомые, что-то передали старожилы рыбацкой деревни. Наш школьный музей – реальная возможность сохранить ускользающую красоту северного народного быта. В этом году я привезла стекло для керосиновой лампы и настоящий самовар. Когда ребятам рассказываю, откуда в самоваре берётся кипяток, они порой недоумевают, как вода не гасит уголь, который кладут внутрь? Городские ребята привыкли к электрическим чайникам, а я ещё хорошо помню, как в детстве бабушка раскочегаривала самовар кожаным сапогом и как вкусно было пить ароматный горячий чай после русской бани. Ещё в «Русской избе» ребятам нравится прялка и чепахи, которыми хозяйки в давние времена подготавливали шерсть для прядения, – демонстрирует Нелли Леонидовна предметы старинного быта. – Аутентичные ухваты и лопаты для печи тоже привезены из Вижаса. Юные экскурсанты очень удивляются деревянному утюгу под названием рубель и ручной швейной машинке, которая была когда-то очень ценным приданым для деревенской невесты.  Жемчужинами школьной музейной коллекции можно назвать прялку, которой больше 150 лет и деревянный столетний шкаф, подаренный жительницей Захребётки, дом которой шёл под снос. Благодаря этим вещам история в воображении школьников XXI века оживает.
Наверх