Про войну снимать – не леденцы грызть…

25 июня 2022

Бесплатный показ военной драмы «Лётчик» завершил в Нарьян-Маре цикл мероприятий, приуроченных ко Дню памяти и скорби. В концертном зале Дворца культуры не было свободных мест. Горожане пришли сюда не только познакомиться с кинокартиной, зрителей ждала уникальная возможность пообщаться с режиссёром фильма Ренатом Давлетьяровым. Его творчество знакомо если и не всем, то уж точно большинству собравшихся. Лишь от упоминания об экранизации Давлетьярова в 2015 году повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» вспыхнули овации. – Совершенно не случайно именно в этот день в гости к нам приехал сценарист, режиссёр, продюсер Ренат Давлетьяров. Довольно давно хотели пригласить Рената и его творческую команду к нам в округ. Каждый раз, когда смотрю его фильм «А зори здесь тихие…», у меня ком в горле встаёт. Сегодня Ренат Фаварисович покажет свой фильм 2021 года «Лётчик», достоверный и честный фильм про вой­ну, который никого не оставит равнодушным, – отметил губернатор НАО Юрий Бездудный, представляя гостя. Ренат Давлетьяров поблагодарил зрителей, пожелал приятного просмотра и признался, что с волнением будет ждать оценки, хотя «Лётчик» – это его тридцатая продюсерская работа и восьмая режиссёрская. Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны, зимой 1941 года. После выполнения боевого задания немецкие истребители сбивают штурмовик Ил-2, однако лётчик сумел приземлиться. Николаю Комлеву предстоит пройти ещё множество испытаний, прежде чем он попадёт к своим. Спастись от немцев, волчьей стаи, преодолеть голод и холод – всё ради того, чтобы снова встать в строй, подняться в небо, несмотря на то, что он лишился обеих ног. Главный герой – это собирательный образ. В историю Великой Отечественной вписаны имена советских лётчиков, которые после ампутации ног смогли вернуться в боевую авиацию и продолжили воевать. Портреты этих героев – Леонида Белоусова, Александра Грисенко, Ивана Киселёва, Георгия Кузьмина, Михаила Левицкого, Ивана Любимова, Ильи Маликова, Алексея Маресьева и Захара Сорокина – появились на экране перед финальными титрами драмы. В этот момент зрители поднялись с мест, чтоб почтить память великих воинов… После показа Ренат Фаварисович снова вышел на сцену. – Главный герой управляет самолётом-штурмовиком Ил-2. Скажите, где вы эти машины взяли для съёмок? – тут же последовал вопрос из зала. – Немало легендарных имён героев Великой Отечественной войны: Матросов, Павлов, Космодемьянская. Но и машины были легендарные. Самые известные, пожалуй, «Катюша», Т-34, Ил-2 – его я считаю лучшим штурмовиком Второй мировой войны, не только Отечественной. Их выпустили около 40 тысяч, а остался всего лишь один. Этот штурмовик был подбит, затонул в болоте. Внук лётчика, пилотировавшего этот самолёт, по описаниям деда нашёл место крушения. Самолёт подняли, восстановили, поставили на крыло. Он единственный в мире, второго нет. Стоит в городе Жуковском, летает на выставки. Даже до Берлина однажды долетел. Это настоящий Ил-2. Единственное, он двухместный, такие самолёты появились в конце февраля 1942 года, у нас в фильме показан декабрь 1941-го. Есть категория зрителей, которые ищут в фильме несостыковки, мы на них не в обиде, другого Ил-2 не было… Множество вопросов, слов благодарности, восхищения выразили режиссёру зрители. Интересовались, как снимали отдельные, наиболее затронувшие сцены, создавали музыку к фильму, и даже как Петру Фёдорову, актёру, исполнившему главную роль, удалось одним лишь взглядом, проникающим в самую душу, передать чувства и силу героя. – Это не леденцы грызть…- открывая завесу тайны кино­искусства, признался режиссёр. – Мы снимали в мороз, полтора месяца жили в лесу, без мобильной связи. По иронии судьбы переснимать пришлось только одну сцену, когда герой со льдины прыгает в реку. А ведь воду не подогреешь, сымитировать этот эпизод невозможно. Блеск же в глазах актёра, по мнению Рената Давлетьярова, зависит от актёрского таланта. Петра Фёдорова он назвал человеком-подвигом. Для фильма «А зори здесь тихие…» он поправился на 18 килограммов, а для «Лётчика» похудел на 15. Причём задачи такой перед актёром не ставили, это его решение, так он вживался в образ. Кстати, Пётр Фёдоров тоже собирался прилететь в Нарьян-Мар, но не смог из-за съёмок сериала в Ленинградской области – это его первая режиссёрская работа. Но через Рената Фаварисовича передал привет всем жителям Ненецкого автономного округа. Где снимался «Лётчик», зрителей, конечно, тоже интересовало. – В Москве, на Валдае, на Селигере, в Калуге, Жуковском. Для одного из эпизодов мы выбрали деревню Рабежа, оказалось, в нескольких километрах именно от неё, при попытке совершить посадку, упал Маресьев. Можно сказать, Петя Фёдоров полз по тем же местам, что и Алексей Петрович, – рассказал Давлетьяров. – Долго искали для съёмок и госпиталь. Обычно они размещались в заброшенных, полуразрушенных усадьбах. И когда наконец нашли такую усадьбу, её хранитель, пожилая женщина, поведала, что здесь располагался госпиталь для реабилитации военных лётчиков, и именно здесь проходил реабилитацию Маресьев. Мистика просто! – Главный герой – лётчик Николай Комлев – собирательный образ, – снова вернулись к идее фильма зрители. – Маресьев, Левицкий, Белоусов…чья история тронула именно Вас? – Человеку отрезают ноги на войне, а он находит в себе силы подняться и снова идти в бой… Здесь невозможно выстроить рейтинг. Маресьев – великий человек, великий гражданин. Но он известен, потому что Борис Полевой написал про него книгу, про всех он не мог написать. Каждый из них великий воин. И подвиг их не должен меркнуть с годами, с десятилетиями. В Париже на премьере фильма «А зори здесь тихие…» профессор Сорбонны спросила меня, зачем мы снимаем фильмы про войну, ведь она закончилась 70 лет назад. Я ей напомнил, что Франция проиграла войну за 42 дня, офицеры СС ходили в Лувр, в Париже и форточки не лопнуло! А Ленинград бомбили. Сегодня некоторые дети думают, что войну выиграли США, они узнали это через американское кино. Поэтому нужно снимать фильмы о Великой Оте­чественной войне. Ценности и подвиги, которые совершали эти герои­ческие люди, никогда не девальвируются, – снова вызвав бурный отклик в зале, завершил творческую встречу Ренат Давлетьяров.
Наверх