Главное, чтобы костюмчик сидел

09 августа 2018

Эта публикация посвящается Международному дню коренных народов, который ежегодно отмечается 9 августа. Накануне этой даты решено было провести необычный социальный эксперимент – прожить хотя бы несколько часов в народном костюме. Итак, знакомьтесь – Ирина Мартынова. Молодая современная девушка, владелица собственного бизнеса, легкового авто и аккаунта в Инстаграме. Человек она азартный, любопытный и открытый всему новому. Поэтому и решилась принять участие в акции Этнокультурного центра НАО «Свой среди своих», которая состоится именно в день выхода этого номера газеты. А суть акции ЭКЦ НАО в том, что все желающие могли отметить 9 августа, нарядившись в свой национальный костюм. И в таком облачении прийти на работу, прогуляться по улице, сфотографироваться, опубликовать себя в необычном образе в социальных сетях с хэштегами #этнокультурнаяакция #свойсредисвоих, а вечером в кругу единомышленников поделиться новым опытом. Об этой встрече мы обязательно расскажем в субботнем выпуске «НВ», а накануне часа Х решено было провести пробный забег по улицам города. – Запомнилась фотография моей прабабушки Ани, – рассказала Ирина. – На ней был наряд с большим количеством юбок, фартук и платок. Представляю, как непросто всё это было с утра надевать и целый день ходить. А пока правнучка сама вживается в коми образ. Одеваться ей помогает сотрудник Этнокультурного центра, методист отдела коми культуры Александра Дитятева. Сначала примеряют яркий девичий наряд, затем повседневный костюм замужней женщины. Ведь всё должно быть как в жизни. В первую очередь Ирина надевает просторную узорчатую рубаху, поверх неё сарафан. – Юбка – это купол. И чем больше слоёв, тем теплее, – поясняет наш нечаянный костюмер Александра, повязывая Ирине поверх сарафана ещё и фартук. И тут девичий разговор соскользнул в сторону деликатной темы – нижнего белья. После коротких дискуссий решили, что в старину обходились тем же, чем до сих пор обходятся истинные шотландцы, когда надевают свою юбку-килт – то есть ничем. Но на всякий случай решили вечером погуглить в интернете насчёт нижнего коми белья. Девка-то баскА Для Ирины участие в таком эксперименте – возможность обратиться к истории своего рода и стимул больше узнать о своих предках. – Очень интересно вжиться в роль, ощутить на себе, как они жили, – улыбается девушка. – Как на бытовом уровне чувствовали себя. Если сейчас мне скажут, мол, надень платье в пол, платок на голову и иди готовить ужин, то мою реакцию можно предсказать. Женщины давно привыкли к простой комфортной универсальной одежде, брюкам, толстовкам и кроссовкам. В XXI веке мы живём в стиле унисекс. А этот эксперимент вновь даёт тебе ощущение себя как женщины. По-другому начинаешь чувствовать, меняется пластика и посадка головы. Про эту самую посадку головы надо сказать отдельно. Замужние дамы надевали платок баба-юр, ведь волосы – символ женской привлекательности и силы, их мог видеть только законный супруг. А под платок надевали на голову специальную шапочку с валиком надо лбом. Оказаться на людях простоволосой было большим позором. – Зато сразу видно, кто замужем, а кто ещё в девках ходит! А то сейчас все в брюках и непонятно, где мальчик, где девочка, кто замужем, а кто только притворяется, – коллегиально решаем мы. В этот момент ещё только формирующаяся внутри автора этого текста околоподъездная бабушка гнусно захихикала и пнула под дых резиновым ботиком. – А серёжки и кольца в старину носили? – интересуется у своего костюмера Ирина. – Украшения, может быть, у моей бабушки сохранились, но она об этом не говорила. Баба-юр Ирине понравился и удивительным образом оказался ей к лицу. Подчеркнул выразительные глаза, чистую прозрачную кожу, красивую линию подбородка и шеи. – У моей мамы классическая русская внешность, – говорит Ирина. – Папа наполовину коми. А мой дедушка по отцу родом с Кубани. Трудно было в своё время определиться, но паспортистке я сказала, чтобы записала меня как коми. – Я тоже наполовину коми, – подхватывает тему Александра Дитятева. – Мама русская, родственники со стороны отца удмурты. Столько разной крови намешано. Но чаще всего меня принимают за местную жительницу из-за скул и разреза глаз. Действительно, проблема национальной самоидентификации актуальна для детей, родившихся в смешанных браках. К какому этносу им себя причислять? Как определиться, если пятая графа в паспорте давно уже отсутствует? Ведь разрез глаз и рисунок скул иногда вступают в противоречие с внутренним ощущением. Ой, мамочки Именно с этой фразы начался наш выход в люди. На улице ярко светило солнце, и чтобы не разрушать аутентичность образа, наша героиня стойко жмурилась, но солнечные очки не надевала. Уж очень чужеродно смотрелись бы они вместе с баба-юром. – Главное, в этой юбке удобно идти, – привыкает к новому состоянию Ирина. – Ведь к длинному свадебному платью пришлось приноравливаться, а перед свадьбой даже тренироваться ходить. Но первым испытанием для нашей героини стала даже не длинная юбка, а отсутствие карманов. – Куда коми женщины складывали мобильный телефон и ключи от авто?! – иронизировали мы. После краткого мозгового штурма решили, что возможно, под фартуком был какой-то потайной карман, куда можно было прятать нужные в быту мелочи. Идём по площади Марад’ сей, чтобы потом прогуляться по арбату. Никто не показывал на нас пальцем, и никто не просит сфотографироваться с девушкой в необычном коми наряде. Увы, на яркий народный костюм Ирины горожане практически никак не реагировали. Может быть, сказывалась близость Дворца культуры «Арктика» и наша героиня воспринималась как артистка, вышедшая прогуляться в перерыве между репетициями? – Отличный наряд и девушке он идёт, – улыбается идущий нам навстречу молодой человек по имени Василий. – Я по национальности коми, поэтому и сам не постеснялся бы надеть народный костюм! Возможно, если бы Ирина шла по Дворцовой площади в Петербурге, кто-нибудь обязательно захотел сделать фото. А за полярным кругом народ воспитанный, пальцем в нашу сторону никто не показывал, на мобильный телефон не снимал. Но нет, не всем оказалось всё равно. Во время импровизированной фотосессии на фоне исторического здания почты стали подтягиваться давние знакомые. Нарьян-Мар – город маленький и все друг друга знают. Оказалось, что народный костюм ярко просигнализировал окружающим новые подробности биографии Ирины. – Ой, а ты разве коми?! – по-доброму удивляется сотрудник Этнокультурного центра Александра Фомина. – Никогда бы не подумала! Пока идём по местному арбату, решаем, что нулевая реакция окружающих больше связана с тем, что Нарьян-Мар – город «где живут оленеводы и рыбачат рыбакии», поэтому человек в национальном костюме скорее норма, чем её отсутствие. Встречные собаки удивлялись нам больше, чем случайные прохожие. Ну, а мы уже ничему не удивлялись. Плюсы и минусы Особым испытанием для Ирины стала поездка на автомобиле. Длинная юбка путалась в ногах, и трудно было нажимать педали. Большой узел головного платка баба-юр мешал прижаться к подголовнику, а лямки сарафана тянули назад и больно врезались в плечи. На рабочем месте к образу нашей естествоиспытательницы отнеслись с пониманием и симпатией. Тем более что коллега Ирины тоже участвует в акции Этнокультурного центра НАО «Свой среди своих». Только наряд у девушки будет другой. Теперь даже другой страны. – У меня украинские корни. Свой костюм уже примеряла, – говорит Александра Короткова. – Немного волнуюсь, как всё пройдёт в День коренных народов. Но, глядя на Ирину, думаю, что всё будет отлично! – Была несколько разочарованной, что прохожие никак не реагировали на мой необычный наряд, – подводит итоги эксперимента Ирина. – Ведь я внутренне собиралась с духом, прежде чем решиться. И вот ты выходишь к людям вместе со своими сомнениями и страхами, а в итоге всё оказалось так безопасно. Огромный плюс в том, что удалось побывать в образе своей прабабушки. Я стала больше понимать её и своих предков, захотелось больше узнать о своей родословной.
Наверх